Приложение к письму Минобразования России

от 15.03.2004 № 03-51-46 ин / 14-03

Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье

1.  Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее – игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными образовательными учреждениями для организации работы с семьей.

2.  Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.

2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии:

      сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России;

      санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России;

2.2.  Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках.

2.3.  Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.

2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использова­нием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до 1 года они не рекомендуются).

3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:

3.1.  Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.

3.2.  Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.

3.3.  Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.

3.4.  Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

3.5.  Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:

      полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);

      дидактическая ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);

      эстетическая направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);

      соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.

5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.

5.1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.

5.2.  Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.

5.3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.

5.4. Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах и т.д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, "кричащих" тонов.

5.5.В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для
различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:

а) сюжетные игры и игрушки:

      игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);

      игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);

      различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);

б) игры с правилами:

      мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. – на физическую компетенцию;

      детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. – на умственную компетенцию;

      настольные игры типа "гусек" и "лото" – на удачу (шансовые).

5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.

К ним относятся:

      пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;

      настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов);

      материалы для простейшего экспериментирования (металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.).

Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

 5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.

Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:

      мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс – для развития быстроты двигательных реакций;

      набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др.- для развития координации и ловкости;

      различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) – для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;

      эспандеры, гимнастическая палка и др. – для формирования правильной осанки ребенка.

При наличии "стационарного" оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.

6.   При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми (например, шнур можно использовать для "заправки" автотранспорта, шишки и камешки – для игры в "Магазин" и т.д.)).

7.   Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.

8.   Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.

9.   Взрослым очень важно поддерживать игры детей и, по возможности, принимать в них участие.