ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ст.18-30

Статья 18. Расторжение трудового договора с несовершеннолетними

1. Расторжение трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя возможно только с согласия государственной инспекции труда Новосибирской области и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Новосибирской области или по решению суда.

2. При рассмотрении вопроса о расторжении трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не вправе давать разрешение на расторжение трудового договора, если не решен вопрос о дальнейшей занятости несовершеннолетнего или о его постановке на учет как ищущего работу в органах государственной службы занятости населения или в иных органах, осуществляющих трудоустройство несовершеннолетних.

3. Во всех случаях подачи несовершеннолетним работником заявления с просьбой об увольнении по собственному желанию работодатель обязан в трехдневный срок сообщить об этом в соответствующую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Статья 19 . Право детей на отдых, оздоровление и досуг

1. Администрация Новосибирской области, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по обеспечению права детей на отдых, оздоровление и досуг, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на организацию отдыха, оздоровления, творческого досуга и занятости детей.

2. Каждый ребенок имеет право на отдых в детских оздоровительных лагерях, пансионатах, санаториях и учреждениях семейного отдыха родителей с детьми.

3. В приоритетном порядке обеспечивается отдых, оздоровление, досуг детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей из приемных, многодетных, неполных семей; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии; детей безработных граждан; детей - жертв вооруженных конфликтов, экологических, техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; а также детей других категорий, нуждающихся в особой заботе государства.

4. Порядок организации круглогодичного, в том числе летнего отдыха и оздоровления, определяется администрацией Новосибирской области.

5. Льготы на оплату путевок и стоимость проезда к месту отдыха и обратно предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области.

Статья 20. Доступность посещения учреждений культуры

1. Учреждения культуры, физической культуры и спорта, молодежные центры, финансируемые из  областного бюджета, обязаны бесплатно выделять по согласованию с органами социальной защиты населения установленное количество реализуемых (распространяемых) ими билетов (абонементов) для детей из малообеспеченных семей, семей, находящихся в социально опасном положении.

2. Не допускается использование не по назначению зданий, сооружений, оборудования и земельных участков учреждений культуры, молодежных и детских центров, подростковых клубов, оздоровительных лагерей, туристических баз и других учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, а также необоснованное изъятие закрепленного за ними или арендуемого ими имущества, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 21. Защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию

1. Администрация Новосибирской области и органы местного самоуправления принимают социально-правовые меры по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

2. В целях обеспечения здоровья, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности несовершеннолетних, не достигших 16 лет, настоящим Законом устанавливаются следующие нормативы распространения печатной продукции (периодические печатные издания, фотоизделия), аудио-кино - и видеопродукции, компьютерных программ, и иной продукции:

а) распространение печатной продукции, аудио- и видео- продукции, настольных, компьютерных игр допускается в специально отведенных местах, определенных в установленном порядке, при наличии соответствующих выходных данных: штриховой код, наименование и адрес предприятия-изготовителя, тираж, цена либо отметка «Свободная цена» и т.д.;

б) публичная демонстрация аудиовизуальных произведений допускается только при наличии прокатного удостоверения, выданного в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, и в обязательном порядке с указанием возрастной классификации аудиовизуальных произведений;

в) распространение настольных, компьютерных и иных игр, игрушек, игровых сооружений для детей допускается только при наличии заключения экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной), проводимой в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

3. Запрещается продажа алкогольной продукции и табачных изделий в учреждениях образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также на прилегающих к ним территориях. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном администрацией Новосибирской области.

4. Запрещается привлечение несовершеннолетних для участия в рекламных акциях табачных изделий, пива, алкогольной продукции.

Статья  22. Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, охраны общественного порядка настоящий Закон устанавливает основные правила поведения в общественных местах:

а) детям в возрасте до 16 лет пребывание в кафе, на дискотеках и открытых танцевальных площадках разрешается до 22 часов, а в летнее время - до 24 часов;

б) дети в возрасте до 16 лет допускаются на просмотр кино-, видеофильмов, которые рекомендованы для данной возрастной категории;

в) детям в возрасте до 16 лет без сопровождения совершеннолетних лиц запрещается нахождение на улицах после 24 часов;

г) детям в возрасте до 18 лет запрещается употребление табачных изделий в общественных местах, в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

Статья  23. Право детей на участие в общественных организациях

1. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие восьми лет. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

2. Участие детей в детских и молодежных общественных организациях является добровольным и определяется уставами этих организаций.

Деятельность указанных организаций не должна противоречить федеральному законодательству и законодательству Новосибирской области.

3. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрации образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся  общественных объединений (организаций), за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Статья  24. Право детей на охрану здоровья

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение, вакцинацию детей, направление по показаниям на обследование и лечение в учреждениях здравоохранения федерального подчинения, осуществление контроля за бесплатной выдачей лекарств, приобретаемых по бесплатным и льготным рецептам, в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, программой оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Статья 25. Защита жилищных прав и интересов детей

Защита жилищных прав и интересов детей осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и областным законодательством.

В случае предоставления семье жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищных фондов по договору найма, учитываются интересы несовершеннолетних детей.

Защита жилищных прав и интересов детей при совершении сделок по отчуждению жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, осуществляется органами опеки и попечительства.

Статья 26. Содействие в реализации и защите прав и законных интересов детей

1. Администрация Новосибирской области и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка, посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения консультационной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав.

2. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.

3. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по защите прав детей, вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные действия юридических лиц, должностных лиц, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), ущемляющие или нарушающие права детей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством  Новосибирской области.

Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в Новосибирской области

Статья 27. Компетенция Новосибирского областного Совета депутатов

В компетенцию Новосибирского областного Совета депутатов в сфере защиты прав и законных интересов детей входит:

а) принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав и законных интересов детей;

б) утверждение областных целевых программ в сфере защиты прав и законных интересов детей в Новосибирской области;

в) установление налоговых и иных льгот, стимулирующих развитие организаций различных форм собственности, осуществляющих деятельность в сфере защите прав и интересов детей;

г) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 28. Компетенция администрации Новосибирской области

В компетенцию администрации Новосибирской области в сфере защиты прав и законных интересов детей входит:

а) реализация в области государственной политики в интересах детей, в том числе в сфере образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского отдыха;

б) реализация федеральных целевых программ в сфере защиты прав и законных интересов детей в Новосибирской области;

в) разработка и реализация областных целевых программ в сфере защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства;

г) участие в формировании социальной инфраструктуры для детей, развитие сети специальных учреждений, служб специального обслуживания семьи и детей (центров помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями);

д) обеспечение развития благотворительной деятельности в пользу детей;

е) содействие в подготовке радио-, теле- и видеопрограмм и печатных изданий для детей;

ж) подготовка ежегодного доклада о положении детей и защите их прав, других информационно-аналитических материалов;

з) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 29. Компетенция органов местного самоуправления

В компетенцию органов местного самоуправления в сфере защиты прав и законных интересов детей входит:

а) принятие нормативных правовых актов в сфере защита прав и законных интересов детей;

б) формирование и реализация муниципальных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства;

в) создание в установленном порядке и обеспечение деятельности органов и учреждений, осуществляющих мероприятия по охране, защите прав и законных интересов детей;

г) корректировка социальных норм для детей в сторону их повышения;

д) формирование местного бюджета в части установления расходов на соответствующие направления деятельности;

е) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Юридические лица, должностные лица и граждане за нарушение настоящего Закона  несут ответственность в соответствии с федеральным  законодательством и законодательством Новосибирской области.