Главная » Файлы » Логопедическая полка » Статьи, рекомендации

Возрастные нормы звукопроизношения
18.02.2013, 10:32
Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе его предметно-игровой деятельности которые создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающей действительности.
Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально-положительного окружения, сверхшумное окружение.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживание связи с разлукой с близкими, длительное психотравмирующая ситуация в семье).
Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.
Для раннего выявления нарушений речи и своевременного оказания детям логопедической помощи ежегодно в дошкольном учреждении проводится обследование состояния речи воспитанников.  Индивидуальные показатели развития речи сравниваются с условным эталоном возрастной нормы развития речи.  
Дети, у которых выявляются множественные отклонения от возрастной нормы: стойкие нарушения звукопроизношения, недостаточность просодической стороны речи сочетается с  недоразвитием фонематического слуха, отмечается бедность словаря, выраженные ошибки в грамматическом строе речи, затруднено формирование связного высказывания, значительные трудности в усвоения слов различной слоговой структуры, направляются на ТПМПК (территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию).  Решением ТПМПК зачисляются в специализированные логопедические группы детского сада.
Характеристика связной речи детей в норме
На четвертом году жизни дети овладевают простым рас­пространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3-4 годам, они начинают употреблять сложносочиненные и слож­ноподчиненные предложения. На пятом году жизни количе­ство сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предло­жений. В их речи отмечается наличие почти всех придаточ­ных предложений (кроме определительного). В этом возрасте они задают много вопросов взрослым (дети- «почемучки»), пытаются объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.). После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза. После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услы­шанном довольно подробно и последовательно, объяснить причи­ну и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантасти­ческое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает). После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, пояс­няя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.      
Характеристика словарного запаса детей в норме
При нормальном речевом развитии ребенка и благопри­ятных условиях воспитания его активный словарь увеличи­вается очень быстро как в количествен­ном, так и в качественном отношении (например, в возрасте 3- 4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов). Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют дос­таточным количеством слов, обозначающих качества предме­тов, действий, стараются активно пользоваться в речи как ви­довыми, так и родовыми понятиями, словами с противополож­ными значениями, словами-синонимами. Одновременно с увеличением количественной и качествен­ной сторон словарного запаса у детей постепенно формирует­ся навык словообразования. Так, четырехлетние дети совер­шенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зай­чик, лобик, песик, носик, куколка, платьице. Дошкольники в 5-6 лет легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать раз­личные части речи: существительные, глаголы, прилагатель­ные и др. (Например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий). Дети справляются с заданиями на образование прилага­тельных от существительных, причем это касается не только обиходных, часто встречающихся слов (железо, железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.  
Характеристика грамматического строя речи детей в норме
При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладе­вают всеми типами склонения существительных, т. е. правиль­но употребляют существительные, прилагательные во всех паде­жах единственного и множественного числа. Отдельные трудно­сти, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падеже мно­жественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов). Можно определить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:
1 год 1 мес. — 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).
2 года — 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значени­ем места — предлог опускается (лежит сумке).
2 года 2 мес. — 2 года 6 мес. Родительный падеж с предло­гами у, из со значением направления (из дома); творитель­ный падеж со значением совместности действия с предлогом с (с мамой)', предложный падеж со значением места с предло­гами на, в (на столе).
2 года 6 мес. — 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол).
3-4 года. Родительный падеж с предлогом до для обозна­чения предела (до леса), с предлогом вместо (вместо брата). Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существи­тельные с прилагательными и числительными.
К трем-четырем годам дети в основном правильно употребляют в самосто­ятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, до, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях. К пяти годам дети усваивают основные формы согласова­ния слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже.     
Характеристика звукопроизношения в норме
В возрасте 3-4 лет ребенок правильно произносит глас­ные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время до­пускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменя­ются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на тть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, jom, в, уа.
В 4 года исчезают смягченное произношение звуков, заме­ны на звуки т — д. Шипящие могут произноситься недоста­точно четко.
В 5 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдель­ные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются со­норные звуки.
В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и пе­риферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.
Категория: Статьи, рекомендации | Добавил: Токсюр
Просмотров: 1567 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]